Главная » Статьи » ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ » Коррекционная педагогика

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках трудового обучения

Перед системой образования ставится ряд задач, по формированию новых умений и знаний учащихся в условиях информатизации всех отраслей производства. Поэтому нужно подготовить школьника к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно ее воспринимать и использовать. Наличие знаний и умений по информационным технологиям становится базовым требованием для выпускника школы. Молодой человек, не владеющий современными ИКТ, не знакомый с интернет-технологиями в школе, будет неизбежно отвергнут за пределы современного информационного общества.

Компьютеру принадлежит видное место среди современных информационных средств обучения. Перечень отраслей производства, связанных с использованием компьютеров, все расширяется. Поэтому уметь работать с ними должен каждый и школа не может стоять в стороне от этой проблемы.
Учитывая потребность в подготовке учащихся к жизни и деятельности в условиях компьютеризации производственных и управленческих процессов, школа должна обеспечить их компьютерную готовность, то есть не только ознакомить с основными сферами применения компьютеров, их ролью в развитии общества, знанием строения, принципа их работы, с понятием об алгоритмах, умение строить алгоритмы для решения задач, но и научить пользоваться компьютерными редакторами, составлять программы на одном из языков программирования.

Успешность процесса обучения, эффективность использования в нем современных методов обучения в значительной степени зависят от материальных предпосылок. Средства обучения - вспомогательные материальные средства школы с их специфическими дидактическими функциями. С помощью слова учитель организует усвоение знаний учащимися, формирование у них практических умений и навыков. Излагая новый материал, он побуждает учащихся к размышлениям, обоснованиям, размышления над ним. Учебник как важное средство обучения служит ученику для восстановления в памяти, повторения и закрепления знаний, полученных на уроке, выполнения домашнего задания, повторение пройденного материала. Средства обучения выполняют разнообразные функции: одни заменяют учителя как источник знаний (кинофильмы, магнитофон, обучающие машины и др..) вторые - конкретизируют, уточняют, углубляют сведения, сообщает учитель (картины, карты, таблицы и другой наглядный материал); третьи - являются прямыми объектами изучения, исследования (машины, приборы, объекты природы, производства); четвертые - «посредники» между школьником и природой или производством в тех случаях, когда непосредственное изучение последних невозможно или затруднено (препараты, модели, коллекции и т.п.); пятые используют преимущественно для вооружения учащихся умениями и навыками - учебными и производственными (приборы, инструменты и др..) шестые - символические (знаковые) средства (схемы, карты, графики, диаграммы и т.д.).

Специальные мультимедийные средства обучения (МСО) - необходимый фактор усвоения знаний. Комплексное использование аудиовизуальных средств обучения на уроках должно учитывать познавательные закономерности учебной деятельности учащихся, их подготовленность к восприятию и усвоению учебного содержания с помощью этих средств; обеспечивать органичное сочетание их с рассказом учителя, другими средствами обучения. Необходимо тщательно продумать сочетание слова учителя с МСО, возможности использования различных методических приемов: объяснение, установка на восприятие перед демонстрацией (прослеживанием) отдельных элементов комплекса или комплекса в целом, беседа по их содержанию; объяснение (беседа) по содержанию аудиовизуальных средств; демонстрации (прослушивание) отдельных частей, фрагментов или кадров, чередуется с рассказом (объяснением); демонстрации (прослушивание), что сопровождается объяснением (синхронным комментированием).

В процессе подготовки к проведению урока с использованием МСО необходимо:
- Детально проанализировать содержание и цели урока, содержание и логику изучения учебного материала;
- Определить объем и особенности знаний, которые должны усвоить учащиеся (представление, факты, законы, гипотезы), необходимость демонстрации предмета, явления или их изображения;
- Отобрать и проанализировать аудиовизуальные и другие дидактические средства, установить их соответствие содержанию и цели урока, возможно дидактическое назначение как отдельных пособий, так и комплекса в целом; установить, на котором перед нем познавательном опыте осуществляться изучение каждого вопроса темы;
- Определить методы и приемы обеспечения активной познавательной деятельности учащихся, прочного усвоения ими знаний, приобретения умений и навыков.

Учителя часто прибегают к сочетанию аудиовизуальных средств: статических экранных и звуковых пособий; динамических и статических экранных; динамических экранных и звуковых; динамических и статических, экранных, звуковых.
Компьютеру принадлежит видное место среди современных технических средств обучения. Перечень профессий, связанных с использованием компьютеров, все расширяется. Поэтому уметь работать с ними должен каждый, и школа не может стоять в стороне этого дела. Обобщив современные представления о возможностях компьютеризации в области образования, можно обнаружить следующие четыре направления использования компьютеров:
- Компьютер как объект изучения;
- Компьютер как средство обучения;
- Компьютер как составная часть системы управления народным образованием;
- Компьютер как элемент методики научных исследований.

Учитывая потребность в подготовке учащихся к жизни и деятельности в условиях компьютеризации производственных и управленческих процессов, школа должна обеспечить их компьютерную готовность, то есть не только ознакомить с основными сферами применения компьютеров, их ролью в развитии общества, знанием строения, принципа их работы, с понятием об алгоритмах и алгоритмический язык, умение строить алгоритмы для решения задач, но и научить пользоваться компьютерными редакторами, составлять программы на одном из языков программирования. С помощью компьютера как средства обучения можно реализовать программируемое и проблемное обучение. Компьютер используют для учебного моделирования научно-технических объектов и процессов. Использование компьютера в процессе обучения способствует также повышению интереса и общей мотивации обучения благодаря новым формам работы и причастности к приоритетного направления научно-технического прогресса; активизации обучения благодаря использованию привлекательных и быстро меняющихся форм представления информации, соревнованию учащихся с машиной и самих с собой, стремлению получить высшую оценку; индивидуализации обучения - каждый работает в режиме, который его удовлетворяет; расширению информационного и тестового «репертуаров», доступа учеников к «банков информации», возможности оперативно получать необходимые данные в достаточном объеме; объективности проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Наряду с тем, педагоги должны учитывать и негативные моменты. Прежде работа с компьютером быстро утомляет учащихся, может плохо влиять на зрение или даже приводить к расстройству нервной системы. Компьютеризированное обучение не развивает способности учащихся четко и образно выражать свои мысли, существенно ограничивает возможности устной речи, формируя логику мышления в ущерб обогащению эмоциональной сферы. В условиях автоматизированного обучения быстро формируются эгоистические наклонности учащихся, обостряется индивидуализм, расширяется конкуренция, замедляется воспитания коллективизма, взаимопомощи. В основном интерес к программе с ограниченной информативностью быстро угасает.

Компьютеры в учебном процессе выполняют следующие дидактические функции:
- Усиление наглядности;
- Обеспечение научности обучения;
- Развитие познавательных интересов и способностей учащихся;
- Повышение качества знаний, умений и навыков школьников;
- Ускорение темпа обучения;
- Улучшение осознания и запоминания учебного материала;
- Активизация самостоятельной работы учащихся;
- Связь теории с практикой;
- Индивидуализация обучения;
- Контроль за усвоением знаний.

Необходимость использования ИКТ ведет к коренной перестройке различных сторон деятельности, в том числе учебной. Каждый учитель должен уметь работать на компьютере, самостоятельно разрабатывать теоретические сведения с необходимыми изображениями, тесты и другие задачи, чтобы уметь провести урок на должном научно-методическом уровне. Это предопределяет необходимость овладения каждым будущим учителем информационной культурой. Под последним понимается совокупность методов, приемов и навыков по сбору, хранению, обработке и созданию образовательной информации.
Большей эффективности можно достичь, используя персональный компьютер для контроля качества усвоения знаний, поскольку традиционный контроль за характером своей организации в основном не обеспечивает нужной оперативности, достоверности и объективности оценки качества усвоения учебного материала.

Создание педагогических программных разработок и их дальнейшая практическая реализация предоставит процессу завершенный характер. Очевидна возможность комплексного применения персональных компьютеров как средства обучения, контроля и учета полученных результатов. Средства обучения играют в педагогической деятельности ту же роль, что и орудия труда в любом производственном процессе. От уровня их развития и рациональной организации применения в значительной степени зависит эффективность и конечный результат обучения. Широкое проникновение в учебную работу современных технических средств обучения и электронных вычислительных машин характерно фактором развития образования. Техническое оснащение учебного процесса - это объективная необходимость, которая обусловлена ходом общественно-исторического развития. МЗН не является важнейшей необходимостью, которая призвана помочь школе в целом решить все поставленные перед ней задачи, но они могут внести существенный вклад в совершенствование учебно-воспитательного процесса. Внедрение персональных компьютеров в обучение стало необходимостью, поскольку они способствуют развитию, индивидуальной неповторимости личности. Известно, что обучение с помощью персональных компьютеров - это принципиально новый тип учебного процесса, который требует новых форм и методов учебной деятельности. Их использование изменяет функции учителя: он должен заранее определить пути и разработать алгоритмы оптимального управления всем учебным процессом и отдельным занятием, в том числе.
Существенным дидактической особенностью обучения с помощью персональных компьютеров является установление непосредственного диалога между учащимся и машиной или диалогического треугольника: школьник - компьютер - учитель. Такие диалоги помогают выявить и понять трудности, которые возникают в процессе изучения предмета при самостоятельного решения задач, а учителю - наблюдать и контролировать качественное состояние обучения. Однако, техника не может заменить преподавателя, не может управлять познавательной деятельностью обучаемого, во взаимно опосредованном процессе преподавания - обучения. Но техническое устройство, будучи средством обучения в руках педагога, может выполнять ряд его функций по передаче учебной информации или контроля усвоения.

С помощью компьютера, как средства обучения, можно реализовать программируемое и проблемное обучение. Компьютер следует использовать для учебного моделирования научно-технических объектов и процессов. Использование компьютера в процессе обучения способствует также повышению интереса и общей мотивации обучения благодаря новым формам работы и причастности к приоритетного направления научно-технического прогресса; активизации обучения благодаря использованию привлекательных и быстро меняющихся форм представления информации, соревнованию учащихся с машиной и самих с собой, стремлению получить высшую оценку; индивидуализации обучения - каждый работает в режиме, который его удовлетворяет; расширению информационного и тестового «репертуаров», доступа учеников к «банков информации», возможности оперативно получать необходимые данные в достаточном объеме; объективности проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
ИКТ направлены на то, чтобы дать как можно больше информации с помощью цифровых учебных средств.
К современным ИКТ обучения относятся Интернет-технологии, мультимедийные программные средства, офисное и специализированное программное обеспечение, электронные пособия и учебники, системы дистанционного обучения (системы компьютерного сопровождения обучения). Проанализируем основные приемы применения ИКТ на уроках трудового обучения:

1. Использование сети Интернет.
Поскольку Интернет - это источник информации, полезной с точки зрения учебной деятельности, ее анализа и оценки, поэтому информационные ресурсы Интернет целесообразно использовать по следующим направлениям:
- Самообразование, т.е. изучение опыта коллег в других городах Украины и других стран.
- Подготовка конспектов и дидактических материалов. Подготовка аттестационных материалов.
- Внеклассная работа учащихся при подготовке рефератов, докладов, сообщений, индивидуальных творческих задачах.
- Использование непосредственно на уроках при самостоятельной работы с документами, изучаемых справочными материалами, учебными интерактивными моделями и т.д..
- Тестирование знаний учеников по определенным разделам курса.
В любом варианте доступ в Интернет для учителя повышает и уровень подготовки самого учителя, и уровень проведения занятий, и качество знаний учащихся. При этом интерес большинства учащихся к компьютеру и Интернету повышает мотивацию обучения.
2. Мультимедийные программные средства позволяют учителю сочетать текстовую, графическую, анимационную, видео-и звуковую информацию. Одновременное использование нескольких каналов восприятия учебной информации позволяет повысить уровень усвоения учебного материала. Мультимедийные программные средства целесообразно использовать для имитации сложных реальных процессов, ситуаций, визуализации абстрактной информации за счет динамического представления процессов, демонстрирует фрагменты передач, фильмов, виртуальных экскурсий и т.п..
3. На уроках трудового обучения должное место занимают офисные программные продукты - текстовые и графические редакторы, программы подготовки презентаций, электронные таблицы и т.д. (то есть то, что входит в пакет программ компьютера), которые используются для подготовки учебно-методического материала (шаблонов, диаграмм, таблиц, презентаций) и для представления учащимися результатов выполнения задач в электронной форме.
4. Электронные учебники и пособия, системы дистанционного обучения являются полезными для организации дистанционной формы обучения и электронной методической поддержки обучения в классе.
Как показывает анализ исследования использования ИКТ формирует умение работать с информацией, развивает коммуникативные способности, то есть воспитывает личность «информационного общества», улучшает качество обучения за счет более полного использования доступной информации, причем компьютер выступает в роли средства, а не субъекта учебной деятельности, он помощник педагогу, а не его замена.

За счет использования компьютерных технологий на уроках трудового обучения предоставляется возможность использования дополнительного материала, повышается степень наглядности, усиливается мотивация обучения и, как следствие - повышается интерес к предмету, в том числе и за счет использования компьютерной техники.

Все это неизбежно приведет к развитию творческих способностей школьников. В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и модульно-рефлексивного мышления учащихся, компьютерная визуализация учебной информации оказывает существенное влияние на формирование представлений, которые занимают центральное место в образном мышлении, а образность представлений тех или иных явлений и процессов в памяти обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному пониманию.

ИКТ на уроках трудового обучения обеспечивают:

- Индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;
- Осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;
- Осуществление самоконтроля и самокоррекции;
- Тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки учащихся;
- Проведение практических работ в условиях имитации в компьютерной программе;
- Подготовки участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества.
Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: swrt (08.06.2013)
Просмотров: 2476 | Теги: ИКТ | Рейтинг: 5.0/2
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]