Главная » Статьи » ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ » Коррекционная педагогика

Применение кроссвордов на уроках трудового обучения для активизации запоминания учащимися коррекционной школы технической терминологии

На занятиях профессионально-трудового обучения наряду с приобретением практических навыков работы инструментами учащиеся овладевают необходимым объемом технических знаний, знакомятся с большим количеством новых понятий и терминов. Это связано с трудностями запоминания, произнесения, употребления непривычных для них слов. Положение усугубляется тем, что большая часть учебного времени отводится, естественно, на отработку практических навыков работы инструментами. И все-таки освоению технической терминологии на занятиях профессионально-трудового обучения следует уделять больше внимания. Учащихся нужно учить не только правильно произносить, но и правильно записывать названия инструментов, оборудования и приспособлений. Задача учителя с помощью специальных приемов оказать помощь учащимся в запоминании технической терминологии.
Существенное значение для продуктивности запоминания имеет то, в какой форме оно протекает (непроизвольной или произвольной). Продуктивность непреднамеренного запоминания в значительной степени зависит от умственной активности и самостоятельности в работе. При использовании предлагаемого нами приема перед учащимися не ставится задача запомнить воспринимаемое. Запоминание осуществляется как бы само собой, непроизвольно, в результате волевой и сознательной деятельности школьников при решении кроссвордов. Кроссворды заставляют учащихся думать над ответом. Учитель труда может составить простые кроссворды произвольной формы по отдельным темам программы. К кроссворду можно прибегать при изучении устройства отдельных инструментов, оборудования, приспособлений, при освоении технологических операций, он может включать и вопросы из разных тем программы.
В общем виде работа по усвоению профессиональной терминологии с использованием кроссвордов строится следующим образом.
Учитель изготавливает дидактический материал — карточки с вопросами для кроссворда, планшет, на котором расчерчена форма кроссворда, и контрольные карточки с решенным кроссвордом. Планшеты размером примерно 120X150 мм можно изготовить из тонкого картона или ватмана, но наиболее удобны планшеты из белого мебельного пластика. Напильником обрабатываются острые кромки пластика, а затем чертилкой и линейкой расчерчивается разработанная учителем форма кроссворда в виде горизонтальных и вертикальных клеточек. Каждый ряд клеточек имеет свой номер, который соответствует вопросу, помещенному на карточке с заданием. Риски от чертилки закрашиваются синей тушью, а поверхность планшета шлифуется мелкой наждачной шкуркой. Учащиеся заполняют кроссворды простым карандашом, который затем можно стереть. Таким образом планшеты можно использовать в течение многих лет.
Занимательным для учащихся коррекционной школы является сам процесс заполнения кроссворда. Учитель следит за тем, как выполняется задание, и если находит у ученика ошибку, то дает ему карточку с готовым ответом, чтобы он мог видеть и правильный ответ, и правильное написание слова.
Кроссворды можно использовать при повторении и закреплении материала, во фронтальной и индивидуальной работе с учащимися. К одному и тому же кроссворду карточки с заданием могут быть составлены по-разному. Например, на карточке изображается инструмент, оборудование или приспособление. Те детали, названия которых ученик должен вписать в кроссворд, пронумерованы. В другом случае, при закреплении материала, может быть дан схематический рисунок изучаемого предмета, тоже с нанесенными номерами тех частей, название которых предлагается вспомнить. В обоих случаях работа строится с опорой на наглядность, но последнее задание сложнее, так как ученик должен в схематическом рисунке узнать реальный предмет. Наиболее сильным учащимся при повторении учебного материала учитель предлагает карточку, содержащую только вопросы, без рисунка и схемы.
Как показывает практика, учащимся полезно не только услышать вопрос, но также увидеть его написанным и прочитать. На протяжении всего обучения умственно отсталые дети испытывают трудности в формулировании вопросов, не умеют их задавать. Задания, с которыми дети сталкиваются при решении кроссвордов, учат их умению самим формулировать вопросы. 
 Рассмотрим, как используются кроссворды для активизации процесса запоминания технической терминологии при прохождении отдельных тем программы слесарного дела коррекционной школы. Так, при прохождении темы «Разметка и обработка деталей прямоугольной формы по заданным размерам» (I четверть V класса) учащиеся знакомятся с большим объемом теоретического материала, включающего сведения о слесарных операциях разметки, рубки металла в тисках, опиливания металла, сверления отверстий. После объяснения теоретического материала, связанного с операцией разметки, на этапе закрепления учитель предлагает учащимся заполнить кроссворд «Разметка». Дети получают планшеты из пластика с разлинованной формой кроссворда и карточку-задание «Разметка» с вопросами:
1. Инструмент для накернивания рисок и центров отверстий.
2. Углубления от кернера, которые получаются в металле.
3. Металл для разметки будущей детали.
4. Инструмент, которым наносят удары по кернеру.
5. Инструмент, которым измеряют и откладывают размеры.
6. Инструмент для проведения риски.
7. Инструмент для контроля прямого угла.
8. Название линии, проведенной чертилкой.
На планшете по вертикали записано название слесарной операции — разметка. Восемь номеров с клеточками по горизонтали остаются чистыми, их заполняют ученики.
Отвечая на вопросы, учащиеся записывают на планшете напротив соответствующего номера ответ. В данном случае это: 1. Кернер. 2. Метка. 3. Заготовка. 4. Молоток. 5. Линейка. 6. Чертилка. 7. Угольник. 8. Риска.
Несложные по форме и содержанию кроссворды вызывают у учащихся интерес, они охотно занимаются заполнением планшетов. Нередко при этом детьми допускаются ошибки в написании слов: вместо чертилка пишут «чиртилка», вместо рубка — «рупка», вместо линейка — «ленейка» и т. д. При проверке записей они исправляют ошибки, записывают трудные слова в словари, а на демонстрационный щит у классной доски учитель выставляет карточки с написанными словами.
   После изучения слесарной операции «опиливание» учащимся может быть предложен соответствующий кроссворд, в который надо вписать названия трех видов напильников.
Карточка-задание «Опиливание» содержит следующие вопросы:
1. Инструмент, которым опиливают металл.
2. Напильник для точной обработки детали.
3. Напильник для грубой (черновой) обработки детали
4. Напильник для отделки поверхности детали. 

После знакомства учащихся с приемами рубки металла на плите (VI класс, I четверть) учащимся можно предложить кроссворд «Рубка».
                                                                                      Дети должны назвать: 
1. Инструмент с узким лезвием для рубки металла. 
2. Инструмент для рубки металла. 
3. Приспособление для закрепления металла при рубке. 
4. Приспособление, на которое кладут металл при рубке. 
Подобные кроссворды можно давать учащимся начиная с V класса. 
При первоначальном знакомстве учащихся с устройством инструмента, оборудования или приспособления учитель предлагает школьникам карточку с заданием к кроссворду, имеющую следующий вид.
 В данном случае это рисунок настольного вертикально-сверлильного станка с указанием номеров тех частей, которые должен назвать ученик и записать на планшете кроссворда «Сверление». Рисунок дает учащимся более полное представление о внешнем виде изучаемого предмета. Работа строится с опорой на наглядность. Учащимся выдается планшет кроссворда, где по вертикали записано название слесарной операции, которая выполняется на сверлильном станке,— сверление. Учащиеся заполняют кроссворд, записывая название основных узлов сверлильного станка в горизонтальные клеточки в соответствии с номерами, указанными на рисунке. 

                                                                   После заполнения планшет кроссворда «Сверление» имеет следующий вид.
  Такие кроссворды особенно полезны на этапе первоначального знакомства и усвоения учащимися устройства инструментов, оборудования и приспособлений. В VI— IX классах, когда запас знаний у учащихся будет значительно большим, учитель предлагает им комбинированные кроссворды, включающие вопросы из разных разделов программы. 

   Например, можно предложить кроссворд, в котором учащиеся должны записать 6 слов на н, с одинаковым количеством букв:
1. Инструмент для разрезания толстого металла.
2. Инструмент, применяемый при клепке.
3. Напильник малых размеров.
4. Инструмент для резания жести.
5. Что имеется на рабочей части напильника?
6. Как называется рифленая поверхность на средней части кернера? 

   Такого типа кроссворды учащиеся могут решать в старших классах, занимаясь практическим повторением. За 5—8 мин — время, достаточное для заполнения кроссворда,— учитель может составить представление о знаниях учащихся, причем контроль носит характер игры. Так, учитель с помощью кроссворда может проверить, насколько усвоен ранее пройденный материал, связанный с предстоящим объяснением нового.
После прохождения темы учитель по карточкам с кроссвордами проводит фронтальную проверку усвоения отдельных вопросов материала, выявляя тем самым группу учащихся, нуждающихся в индивидуальном подходе при объяснении и проводит его дополнительно.
В процессе практического повторения учитель, прибегнув к карточкам с кроссвордами, проверяет усвоение учебного материала данной четверти.
Кроссворды можно использовать во время отдыха учащихся, а также во время декады труда, где наряду с другими мероприятиями учащиеся могут соревноваться в том, кто быстрее и точнее решит кроссворд.
Использование кроссвордов повышает интерес учащихся к учебной деятельности и формирует у них положительное отношение к теоретическому этапу занятий.
Дидактический материал, предложенный в виде кроссвордов, призван оказать помощь учителю в активизации запоминания учащимися технической терминологии и может использоваться для проверки знаний, но при этом необходимо чередовать этот прием с другими.
Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: swrt (12.09.2012)
Просмотров: 11439 | Теги: кроссворд | Рейтинг: 5.0/4
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]